Социально-личностное развитие ребенка в детском саду

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так говорил академик Д. С. Лихачёв, человек, которого называли совестью нашей эпохи.

Очень важно, чтобы чувство любви красной нитью проходило через всю жизнь ребенка. То отношение  к миру,  которое формируется у ребенка в детском саду, в дальнейшем определит его гражданскую позицию в обществе; та степень его социализации, которая будет в него заложена с дошкольного детства, определит  его социализацию в мире взрослых.

В старшем дошкольном возрасте ребенок глубже погружается в наш мир и с помощью педагогов осваивает его закономерности. При этом можно смело утверждать: социальная среда детского сада не только обеспечивает сам процесс социализации посредством воспитания дошкольников, но также способствует и раскрытию их индивидуальности.

В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать и т.п.

Для качественного развития процесса социализации, как педагог-психолог, хочу выделить  следующие направления:

  • работа с детьми;
  • взаимодействие с родителями;
  • работа с педагогами;

При этом в  работе с детьми особо заостряю внимание на  следующие  аспекты:

  • адаптация детей раннего возраста;
  • совместные игры, направленные на понимание эмоций (чувств), в старшем дошкольном возрасте;
  • выявление структуры и коррекция межличностных отношений в подготовительных группах.

В нашем дошкольном учреждении адаптация  детей раннего возраста начинается с Центра игровой поддержки ребенка. Практика показывает, что дети, посещавшие ЦИПР, быстро и безболезненно адаптируются к детскому саду. А родители,  принимающие активное участие в игровых сеансах вместе с детьми и знакомые с  жизнью детского сада, спокойно и уверенно отдают своих малышей в дошкольное учреждение. 

С другой стороны, дети и родители, не посещавшие ЦИПР, требуют к себе более пристального внимания. В этом случае, с ними, как правило, проводится индивидуальная  работа, для них организовываются консультации и разъяснительные беседы, даются как общие, так и индивидуальные рекомендации по адаптации детей к дошкольному учреждению.

С детьми раннего возраста, как в младших группах детского сада, так и в ЦИПРе  используются:

  • адаптационные игры, помогающие на телесно- и предметно-игровом уровнях формировать доверительные взаимоотношения детей со взрослыми,   вызывать интерес к действиям взрослого, учить ориентироваться в игровом помещении, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами и т.п.;
  • а также игры, направленные на социальное развитие, формирующие эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками и вызывающие положительные эмоции к партнеру по игре.

Следующим важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие эмоций. Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха. Перед педагогом-психологом стоит двуединая задача:  с одном стороны, научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире и, с другой стороны,  научиться самой слушать, слышать и понимать его.

На занятиях с детьми происходит их знакомство с эмоциями. Мы учимся различать эмоции по определенным признакам (например, глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт – чувство страха и т.д.). Затем дети по предъявленным сюжетным картинкам определяют эмоциональное состояние героев. Рассказывают о своих эмоциональных переживаниях, как правило, с положительной направленностью. О своем негативном опыте детям рассказывать очень трудно, они волнуются, ожидая услышать насмешки сверстников или получить  отрицательную оценку своих поступков от взрослых. Поэтому  детям предлагается отобразить  свои переживания с помощью рисунков, которые затем используются для дальнейшей работы. Обсуждение с ребятами историй, переданных в рисунках, снижает остроту негативных переживаний и помогает  научиться прогнозировать последствия  собственного поведения. Совершая действие, ребенок учится осознавать, какую эмоцию оно вызовет («А что будет потом?»).

Для качественного развития социализации детей важным аспектом является микроклимат в группе. В свою очередь, для улучшения микроклимата необходимы  выявление и коррекция межличностных взаимоотношений. Уже в средней группе детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы, а другие менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека. На первом этапе  проводится социометрическое исследование межличностных отношений.

На основании полученных данных в дальнейшем проводится коррекционная работа, которая состоит из двух направлений:

  • консультационной работы с педагогами;
  • и работы с детьми.

В первом случае педагоги ориентируются на смещение акцентов с ярко выраженных, замечаемых детьми положительных качеств лидеров, на детей, оказавшихся в группе непринятых. Воспитатель должен организовать детскую деятельность так, чтобы дать возможность проявить себя детям, которые не могут сделать это самостоятельно.

С детьми устраиваются сюжетно-ролевые игры с целевым распределением ролей, а также проводятся игры, направленные на развитие коммуникативных качеств и на доброжелательное отношение друг к другу, а также игры, которые показывают индивидуальность каждого из них.

Учитывая, что ребенок проводит большую часть времени в детском саду, очень важно, чтобы его окружали доброжелательные, отзывчивые, чуткие, внимательные педагоги. В связи с этим, необходимо придавать важное значение психопрофилактической работе, в рамках которой должны организовываться как индивидуальные, так и групповые беседы. На индивидуальных беседах даются консультации по личным и профессиональным вопросам.  С коллективом  же проводятся психологические тренинги, направленные  на сплоченность, снятие стрессовых состояний, развитие доброжелательных взаимоотношений.

В заключение хочу подчеркнуть: дошкольный возраст сенситивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребенка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют старшим дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме. Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству. В свою очередь, это формирует устойчивое восприятие ребенком микросоциума ( семья, группа  детского сада) и себя в нем, что закладывает прочный фундамент для развития и становления полноценной личности.

Автор: Ковалева Светлана Юрьевна
Источник: nsportal.ru