Как и когда учить иностранный язык с ребенком?

Современный мир меняется не по дням, а по часам. В таком темпе растут и наши дети. Появляется все больше возможностей, а они требуют соответствующих знаний, и иностранный язык - одно из них. Мотивация изучения иностранного языка у взрослых понятна – того требует работа или общение в путешествии. Вполне естественно, что многие родители хотят, чтобы их ребенок начал изучение иностранного языка как можно раньше. Как донести до ребенка мысль, что в будущем это знание окажется для него бесценно?

С психологической точки зрения

Для начала определимся, что мотивация «надо» для ребенка не имеет никакого смысла. Заставлять его делать то, чего он не хочет, - бесполезное занятие. Задача любого педагога и родителей в том, чтобы вызвать в ребенке живой интерес к изучению языка.

Когда начать?

По мнению психологов, возраст, в котором ребенок готов принимать максимум информации, - от 1,5 до 9 лет. В эти годы дети впитывают знания как губка, схватывают на лету. Считается, что к 2 годам ребенок начинает познавать окружающий мир, пытается говорить, выражать свои мысли. У него развивается восприимчивость к языку. До 2 лет ребенок находится в стадии осознания самого себя, обретения собственного «я». Не спешите донести ему чужой язык с самого рождения, помните - всему свое время!

Особенности детского восприятия

Итак, если мы говорим об изучении языка в дошкольном возрасте, то стандартный урок с проверкой домашнего задания и объяснением новой темы отпадает сразу. Дети - очень гибкий, подвижный и сложный «материал». Они очень активны и не могут долго сидеть на одном месте. Внимание малыша переключается с одного предмета на другой за считанные секунды: он может моментально потерять интерес к одному и увлечься чем-то другим.

Особенность детей 2-3 лет в том, что у них слабо развита логика, но активно работает наглядно-образное мышление. Ребенок мысленно связывает один язык с одним человеком и другой - с другим. Это так называемый рефлекс, который приобретается по ходу занятий.

Родители -участники учебного процесса

Дорогие родители! Без вас вашему ребенку будет очень трудно учить язык. Используйте дома выученные в процессе урока слова, слушайте песенки на иностранном языке, читайте сказки, смотрите мультики, наклейте на предметы их названия на иностранном языке... Обратите внимание: если у вашего ребенка проблемы с родной речью - он плохо произносит слова или отдельные звуки, - то, прежде чем нагружать ребенка еще одной языковой ношей, подкорректируйте его родной язык.

Нагромождение информации негативно скажется на общем развитии ребенка: он будет коверкать свой и иностранный язык.
Дома можно соблюдать некий режим - например, утром целый час вы разговариваете с ребенком только на иностранном языке. Совместите это с каким-нибудь ритуалом, будь то умывание или расчесывание, уборка постели или завтрак.

Режим - это инструмент, вырабатывающий у ребенка рефлекс. Для усваивания языка нужно полное погружение в другую языковую среду, но помните, что переход не должен быть резким, иначе ребенок испугается и не поддержит вашу игру.

Метод развивающей игры

Игра - это основной метод преподавания языка детям. Только процесс игры их увлекает, волнует, вызывает их интерес.
Вариантов игр очень много: лепка из пластилина, рисование, чтение сказок, собирание кубиков... В процессе игры ребенок усваивает всю лексику, обозначающую предметы. Прослушивание песен развивает восприятие языка на слух; разучивание различных стишков и речевок откладывается в памяти, и у ребенка с течением времени усваивается иностранное произношение.

Когда ваш ребенок пошел в школу, сделайте акцент на его чувствительной психике. Его нельзя критиковать и внушать ему мысль, что он ничего не умеет и ничему не научится, иначе в ребенке поселится чувство вины за то, что он не такой, каким бы вы хотели его видеть. «Ваша оценка должна быть связана с его поступками, но никак не с его личностью. Ребенку надо объяснять, «что такое хорошо и что такое плохо», но нельзя называть плохим его самого. Очень часто родители говорят, что их ребенок не отличается особыми талантами. Не допускайте таких высказываний, поскольку ребенок - это другая личность, не надо навязывать ему свои установки, это приведет к развитию в нем личностных комплексов.

Уделите внимание системе поощрений

Если ребенок хорошо занимается, ему полагается бонус, например поход на каток или новая игрушка. Однако плохая подготовка к уроку не должна заканчиваться наказанием. В таком случае допускается лишить ребенка поощрения, и тогда у него появится стимул учиться лучше.