Скажи «ыба» или зачем ребенку логопед

Родившись бессловесным, ребенок постепенно обучается искусству произношения определенных звуков, строить связки слов, формировать предложения, четко озвучивать свои мысли. В некоторых случаях развитие речи запаздывает или на него влияют особенности развития ребенка. Откорректировать речь поможет логопед, веселый прототип которого представлен в известном кинофильме. Но совсем несмешно, когда эта проблема появляется в вашей семье.

Учитель-логопед поможет разобраться во многих вопросах, которые одолевают обеспокоенных родителей:

  • Почему наш ребенок еще не разговаривает, вроде уже пора?
  • А мой ребенок говорит, таким образом, это правильно?
  • Обращаться к специалисту или еще рано?
  • Что влияет на нарушение речи?
  • Сейчас дети плохо говорят, а вот раньше… (страдают бабушки).
  • Чем можно помочь малышу?

Дошкольный возраст – наилучший период для исправления дефектов речи. Именно в это время врач-логопед принесет наибольшую пользу. Чем старше становится ребенок, тем сильнее он привыкает говорить неправильно и исправить ситуацию с каждым годом будет труднее. Умение грамотно, уверенно и красиво говорить придаст ребенку уверенности и будет способствовать хорошему обучению в школе, а также освоению иностранного языка.

Бытует мнение, что логопед исправляет произношение отдельных звуков и не более. Но богатство человеческой речи состоит не только в звукопроизношении, но представляет собой совокупность:

  • богатства словарного запаса;
  • фонематического восприятия – способности на слух воспринимать и различать разнообразные звуки;
  • грамматики, соблюдение которой помогает строить новые слова, формировать из них предложения, использовать правильные окончания слов;
  • связной речи – способности четко излагать мысли, составлять рассказы по иллюстрациям или из собственного опыта, фантазировать, придумывать сказки.

Дети, имеющие дефекты речи, сначала проходят комиссию, в которую входят медицинский специалист, а также психолог и педагог. Комиссия определяет срок обучения ребенка в коррекционной группе, это может быть 1 или 2 года. Группы набираются 1 раз в год. Обучение проходит в подгруппах и с каждым ребенком индивидуально. Свою работу в логопедической группе специалист начинает с выработки у детей основной базы, которая поможет развить все составляющие речи:

  • Внимание.
  • Зрительное и восприятие на слух (узнавание и различение).
  • Память.
  • Мышление.

Цели коррекции речи

Коррекционное обучение преследует несколько целей:

  • Правильно произносить звуки. Это сложная работа, предусматривающая постановку правильного дыхания и выразительного произношения, артикуляционная «зарядка», обучение слоговой структуре, фонематическому слуху и восприятию.
  • Усвоение норм лексики и грамматики на практике.
  • Подготовка ребенка к обучению грамоте.
  • Умение и привычка правильно говорить.

Родители должны поддерживать старания логопеда и воспитателя и выполнять все их рекомендации. Только в этом случае работа по исправлению речи вашего ребенка принесет долгожданные плоды.

Родителям следует:

  • проводить в случае необходимости предписанное медикаментозное лечение;
  • строго следовать советам логопеда;
  • обязательное посещение детского сада без необоснованных пропусков;
  • выполнение заданий на дом;
  • терпеливо контролировать речь своего малыша.

Чтобы обязательная, регулярная и нелегкая работа стала радостью, а не нудной обязаловкой, родителям поможет соблюдение простых правил:

  • Сделайте занятия увлекательными как игра, заинтересуйте ребенка.
  • Не скупитесь на похвалы после каждого правильного ответа и не зацикливайтесь на ошибках.
  • Делайте упражнения маленькими порциями и отложите, если ребенок устал, и внимание его притупилось.
  • Дайте своему ребенку поиграть в учителя, превратившись на время в послушную ученицу или ученика. Не беспокойтесь, даже в этой роли малыш будет делать необходимые упражнения, ведь сейчас он – учитель.

Доброжелательность, поощрение, дух игры и соперничества, несомненно, повысит желание ребенка заниматься, что в конечном итоге улучшит качество занятий.

Родителям на заметку

Желая ребенку светлого будущего, в котором у него будет любимая работа, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал, научите для начала его связно, грамотно и логично говорить. В любой профессии ценится умение говорить. Сбивчивая, невнятная, безграмотная речь помешает ребенку адаптироваться в окружающем мире, может негативно сказаться на общем физическом развитии и даже испортить характер! Без проблем в школе в этом случае точно не обойтись.

Жизнь ребенка начинается в семье, где каждый день он слышит родительские разговоры и впитывает как губка все нюансы: эмоции, интонации, стиль. Родители первыми доносят до ребенка родную речь. Сам ребенок никогда не научится правильно разговаривать поэтому, родители, разговаривайте с малышом, слушайте внимательно его лепет. Отвечайте на вопросы маленького почемучки терпеливо, не спеша, спокойно и четко. Старайтесь говорить в среднем диапазоне и не коверкайте слова, пусть у ребенка будет для подражания только правильная речь.

Не сюсюкайте с ребенком и не опускайтесь до его уровня говорения. Глупыми «беками» и другими нечленораздельными звуками вы только задержите на месте его развитие речи. Пресекайте попытки вашего чада тарахтеть как пулемет. Учите говорить размеренно, внятно, с правильным произношением. Не «грузите» ребенка словами. Не заставляйте малышей заучивать длинные стихи. Если ваш ребенок заикается или развитие речи, на ваш взгляд, замедленное, лучше обратиться за помощью к доброму доктору логопеду.

Источник: БлагоЗдравница