Когда стоит обратиться к логопеду?

Логопед — специалист, занимающийся развитием и коррекцией речи (устной и письменной). Логопед проводит диагностику уровня речевого развития ребенка, исправляет дефекты произношения, помогает обогатить словарный запас, развивает грамматический строй речи и умение составлять связный рассказ.

Когда же стоит обратиться к логопеду?

Речь — одна из важнейших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Поэтому не стоит откладывать визит к специалисту, тем самым упуская сензитивные периоды в развитии головного мозга ребенка.

  1. Родителям стоит задуматься, если ребенок в 2,5-3 года не говорит или мало говорит.
  2. Если речь ребенка 3-6 (7) лет мало понятна окружающим.
  3. Искажена слоговая структура слова: пропуски, перестановки слогов, замена другими звуками.
  4. Количество слов в активном словаре не соответствует возрастной норме ребенка. Низкий темп наращивания активного словарного запаса (то, что ребенок самостоятельно называет). В речи ребенка мало прилагательных, глаголов, наречий, числительных.
  5. Слова в самостоятельной речи ребенка не связаны грамматически между собой. Например: «Много коробков стоит на полу» и т.п.
  6. Ребенок плохо запоминает стихотворения, названия цвета, геометрических фигур, названия различных предметов, что ухудшает состояние словарного запаса ребенка.
  7. При прочтении рассказа, сказки, стихотворения не может установить (понять) основную мысль прочитанного, а также ответить на вопросы содержательного характера.
  8. Испытывает трудности с определением последовательности слогов, звуков в слове, запоминанием букв, в результате чего ребенок испытывает трудности при обучении грамоте.
  9. Если есть заключения специалистов:
  • Отоларинголог установил снижение слуха.
  • Невролог выявил отклонения в тонусе мышц.
  • Хирург посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку. (при открытом рте кончик языка не дотягивается до нёба).
  • Имеется расщёлина нёба, «заячья» губа, «волчья» пасть.
  • Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы: верхняя или нижняя челюсть излишне выдвинута вперёд или западает, неправильный рост зубов.
  • Ребёнок просовывает язык между зубами.

Общее впечатление от речи

  • Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли.
  • Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.
  • Не стремиться к общению.
  • Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво.
  • Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.
  • Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.
  • С началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом.

Итак, самое главное — вовремя обратиться на прием к логопеду, чтобы выяснить основные направления по развитию и коррекции речевого развития ребенка.

Если ваш ребёнок допускает ошибки на письме:        

  1. Пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «крдил» (крокодил), «пинес» (принес);
  2. Перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «перерисал» (переписал), «насустла» (наступила);
  3. Недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
  4. Наращивание слов лишними буквами и слогами - «тарава» (трава), «котораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
  5. Искажение слова - «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
  6. Слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастенке» (висит на стенке), «у стала» (устала);
  7. Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец - шофер работа шофера трудная шофер надо хорошо Знать машину после школы я тоже. Буду шофером».
  8. Замена одной буквы на другую – «зуки» (жуки), «панка» (банка), «тельпан» (тюльпан), «шапоги» (сапоги);
  9. Нарушение смягчения согласных – «василки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь);
  10. Аграмматизмы – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стульями. Пять желтеньки «спиленачки». (Пять желтеньких цыплят.);
  11. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок «вкармане» (в кармане), «подороге» (по дороге), «при летели» (прилетели);
  12. Зеркальные замены.
  13. Замены букв по оптическому сходству.

Ошибки при чтении:

  • пропуск,
  • замена,
  • перестановка букв, слогов;
  • ошибки в постановке ударения,
  • безинтонационное чтение,
  • неумение делать паузы в конце предложения
  • непонимание прочитанного.
  • неумение пересказывать прочитанное.