Кто придумал детский сад?

«Детский сад» - звучит ли это словосочетание знакомо для вас? А kindergarden? Конечно, эти слова известны нам с самого детства, для многих непонаслышке. Но мало кто знает Фредерика Фребеля, создателя термина и идеологии детского сада – специального «цветника», где дети – «цветы» бы расцветали. Учитель в этом прекрасном месте выполнял бы роль садовника, заботливого и внимательного. По крайней мере, ТАК задумывал автор детсадовской идеи Фребель.

Фредерик Фребель родился в немецкой Тюрингии. Сирота с 10 лет, он рос в семье своего дяди-пастора. Закончил два университета и пробовал себя в разных профессиях. Встреча с Песталоцци изменила его жизнь, идеи просветителя вдохновили Фребеля и он решил посвятить себя детскому образованию.  В 1816 г. в Тюрингии в деревне Грисгейм Фредерик открыл Универсальный германский воспитательный институт, в котором занимался с детьми физическими упражнения, приучал к сельскохозяйственному труду. Спустя пятнадцать лет правительство Берна предложило педагогу стать руководителем приюта, некогда основанного Песталоцци. Во время работы со школьниками и дошкольниками, Фредерик Фребель сформулировал основные идеи своего подхода. В 1837 году он вернулся в Тюрингию и основал детский сад, которому суждено было просуществовать всего 7 лет.

Основные идеи Фребеля изложены в его книге «Педагогика детского сада».

Во-первых, Фребель был философом – идеалистом и считал, что каждый ребенок – невинен по своей природе, вырастая, он раскрывает свою Божественную сущность.
Во-вторых,  развитие детей подчинено инстинктам: деятельности, познания, художественным и религиозным. Игра для ребенка тоже своего рода инстинкт. Кроме того, это основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Дети должны играть, эта идея Фребеля была очень «продвинутой» для его времени. Он также был инициатором ношения свободной, не стесняющей движения одежды в детских садах и правильного сбалансированного питания. 
В-третьих, развитие ребенка – процесс естественный. Он подобен раскрытию цветка, который вырастает из семечка. Однако рост не является самопроизвольным. Детям надо помогать раскрывать их способности.  Детские учреждения – своего рода сады, обеспечивающие почву и питание для роста маленького человечка. Учитель как садовник поддерживает потребности развития ребенка.

Совершенно естественно было называть тех, кто растит цветы жизни, «садовницами». Так официально и звались воспитательницы первых детских садов. «Садовников» тогда (как, впрочем, и до сих пор) не было. Не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа, - вот главный принцип фребелевского детского сада.

Основные принципы детской игры

Признавая ведущее значение игры в развитии ребенка, Фребель внес существенные изменения в бытовавшие детские игры и разработал свои авторские. Он исходил из того, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой. Чем игрушка определеннее и сложнее, тем меньше она дает простора для собственного творчества ребенка, отсылая его к известным стереотипным действиям. Материалом для детских игр у Фребеля стали не нарядные куклы или солдатики с ружьями и барабанами, а в высшей степени простые и недорогие предметы, за которыми даже не всегда нужно идти в магазин: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и пр.
Другое важное изменение, внесенное Фребелем в процесс детских игр, - это текстовое, словесное оформление игры. Все игры сопровождались песенками или стихами, многие из которых сочинил он сам. Так у Фребеля реализовывался принцип единства действия и слова. Кроме того, это способствовало эстетическому развитию детей, развитию чувства ритма и гармонии.
Еще одно важное изменение, привнесенное Фребелем, - это непременное участие взрослого в детских играх. «Садовницы», получившие специальную подготовку, должны были стать душой детских игр, показывать образцы правильных игровых действий, руководить игрой и поддерживать инициативу детей. Как считал Фребель, только при постоянном и активном содействии взрослого игра может иметь развивающий эффект.

Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель создал свой развивающий набор – «Дары Фребеля».

Первым даром является мяч.
Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке. Мать показывает ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, она знакомит малыша с утверждением (есть мячик) и отрицанием (нет мячика).

Вторым даром являются геометрические формы: небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые).
С их помощью ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же - как символ покоя. Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика.

Третий дар - куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина - на четыре части).
Посредством этого дара ребенок получает представление о целом и составляющих его частях, имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя. 

Четвертый дар — тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).

Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар — кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.

Т.е. три последние дара представляют собой кубы, разделенные на более мелкие части. В результате этого возможность строительных комбинаций существенно расширяется. Фребель предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др.

Система Фрёбеля получила широкое распространение во многих странах мира, в том числе и в России. Начиная с 70-х годов XIX века в некоторых крупных городах стали создаваться детские сады, большинство из которых были платными. Для подготовки воспитателей были учреждены платные Фрёбелевские годичные, трехгодичные и летние курсы. И все же готовых работать в детских садах было не слишком много, да и их самих к 1914 году насчитывалось по всей России не более 150. После Октябрьской революции многие Фрёбелевские курсы были преобразованы в Институты дошкольного воспитания.